19.06.2015

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

Каспий бывает зелёным, бывает синим - в любом случае тон его полный, густой, как и нужно для красок мира. Нет на свете моря более полноцветного.

Дружелюбный, бескрайний, Каспий столь же холоден, как Енисей. И так же этот холод не мешает почувствовать его тепло.

Нет других морей столь же открытых (а я видел их - уже немало). И пусть не заикается никто, что Каспий не море, а лишь озеро. Скажите это тем, кто мраморную лужу Геллеспонта называет морем.

На дербентском берегу Каспия находился какой-то санаторий. Около него сидели рядком человек пять и медитировали. Я отошёл от них подальше по пустынному берегу.

Каспий дружелюбно плескался рядом со мной, как весёлый пёс.

Мимо пронёсся взмыленный утренний марафонец.

Я разделся и вошёл в воду. Хотя я видел море вчера вечером, в Махачкале, только здесь, на рассвете в Дербенте, я мог по-настоящему приветствовать его.

- Каспий-йо-о-о-о!- донеслось откуда-то издалека. Как будто кто-то звал море к себе. Как будто кто-то пел песню: - Каспий-йо-о-о-о!

Каспий легко толкался в мою грудь волнами. Дно его было песчаным, с мелкими камушками. Под ногами оно чуть поддавалось и пружинило. Нет моря лучше для купания, чем Каспий. Математический Азов и блестящее Черноморье - не таковы. У них нет этой приветливости, готовности идти знакомиться, готовности дружить и играть с тобой до самого вечера.

У меня, правда, не было времени до самого вечера. Я вышел из воды и сел сушиться на брёвнышко на пляже. Волны подбегали к моим кроссовкам и окружали их полукругом. На песке оставался полумесяц.

Летали над морем чайки.

Возле санатория утренние йогины встали и раскинули руки. У них начиналась гимнастика: - Каспий-о!- медленно и громко выдохнул один из них. В тёмном тренировочном костюме, худощавый, он смотрел на море, как и все его товарищи. Одинокий голос понёсся над берегом, и все мы наблюдали, как он уходит вдаль, над водой, и там теряется. Людей было много, а Каспий один. Но он находил внимание и терпение выслушать каждого.

Яковлев, А. Кавказский дневник [Текст]: Путевые заметки. Часть 2/ Артем Евгеньевич Яковлев// День и Ночь.- 2010.- № 4.- С. 85-127.